СТАНОВЛЕНИЕ

Октябрь 1992 года… Эта дата открыла в культурной жизни Таганрога новую страницу, отмеченную  созданием  в городе первых муниципальных творческих  коллективов – Камерного хора «Лик» и Камерного оркестра.  Благодаря бюджетному финансированию коллективы получили долгожданную возможность ведения полноценной профессиональной деятельности. По словам руководителя Камерного оркестра, Заслуженного работника культуры РФ Александра Гуревича, «обретением таганрогских творческих коллективов статуса муниципальных осуществилась мечта  нескольких поколений интеллигенции».
Безусловно, эпохе профессиональной творческой деятельности предшествовала огромная работа, в продолжение которой городской хор сформировался не только как коллектив, но и как крепкое содружество музыкантов-единомышленников. В этом несомненная заслуга его первого руководителя,  замечательного музыканта и организатора  Валерия Алексеевича Русанова (выпускник Ростовского государственного музыкально-педагогического института, класс В. П. Афанасьева, ассистентура-стажировка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, класс профессора, Народного артиста РФ В. В. Успенского). История Камерного хора «ЛИК» 90-х годов озарена его талантом, его подвижничеством, упорством и неиссякаемой энергией.
Именно благодаря энтузиазму Валерия Алексеевича в 1990 году в Таганроге  был создан городской хор,  названный Коллективом русской духовной музыки «ЛИК»». Выбранный стилевой  ориентир был далеко неслучайным, поскольку главную цель деятельности хора Валерий Русанов видел  в исполнении и пропаганде русской духовной музыки.  В числе первых сочинений репертуара были хоровые концерты  Д. Бортнянского, П. Чеснокова, духовные опусы А. Гречанинова, П. Чайковского, А. Архангельского.  Немаловажное значение Валерий Алексеевич  придавал исполнению современной духовной музыки, в том числе произведениям Г. Свиридова и ростовского композитора В. Ходоша.
Уже в первые годы своей деятельности хор показал высокий профессиональный уровень.  В 1991 г. Коллектив русской духовной музыки «Лик» участвовал в фестивале Камерных хоров России, в рамках которого с успехом выступил  в Кисловодске, Пятигорске, Санкт-Петербурге и Новгороде. Именно тогда имя Таганрога впервые прозвучало с одной из лучших концертных сцен страны – Государственного концертно-выставочного комплекса «Смольный собор» Санкт-Петербурга.   Прошедшие с большим успехом выступления дали положительные отзывы слушателей, а администрация комплекса высказала готовность в любое время предоставить сцену для выступлений «Лика».
Спустя год после организации коллектива Валерий Алексеевич пришел к выводу о необходимости расширения репертуара. В результате появились  произведения светской русской музыки -  В. Калиникова, С. Танеева, А. Гречанинова, затем зарубежной духовной и светской классики – Дж. Верди, А. Брукнера, Г. Малера, И.С.Баха,  С. Франка.  Творческое сотрудничество с муниципальным Камерным оркестром подарило возможность исполнения крупных вокально-инструментальных сочинений, самым ярким из которых стал «Магнификат»  А. Вивальди. Таким образом, к 1992 г. Коллектив русской духовной музыки «ЛИК» значительно расширил жанровую палитру исполняемых произведений  и продолжил творческую деятельность с обновленным названием  - Камерный хор «Лик».
Требовательный и категоричный в профессиональных вопросах Валерий Алексеевич сумел создать важную для коллектива организацию рабочего времени. Добиваясь проведения, как минимум, трех репетиций в неделю, он сформировал прочный рабочий график, выдержать который оказалось под силу не всем артистам. В одном из интервью, опубликованном в «Таганрогской правде», Валерий Алексеевич сам сетует на возникшие сложности с составом: «У меня с коллективом была катастрофа. Люди ушли на заработки. Более чем наполовину обновился состав хора: это, конечно, печально» («Таганрогская правда», 1993 г.).
В силу этого назревала необходимость в решении вопроса о финансировании хора. Упорство, настойчивость и неудержимая вера  в  профессиональное будущее коллектива подвигали Валерия Алексеевича на обсуждение важнейших вопросов. Так, в октябре 1992 года осуществилось знаменательное событие не только для коллектива, но и для всей музыкальной жизни города: Главой администрации г. Таганрога С. Шило было подписано Постановление об открытии финансирования городского Камерного хора.
В настоящее время Таганрог имеет пять муниципальных коллективов и представляет собой один из немногих провинциальных городов, столь  трепетно относящихся к культуре и  ее музыкальным традициям.  И сегодня, спустя много лет совершенно очевидно важнейшее значение того первого шага, который был сделан еще в 1992 году. Большую роль в его осуществлении сыграли многие работники администрации и представители интеллигенции города, помогающие и словом и делом.  Среди них  - Елизавета Васильевна Липовенко, являющаяся в те годы заведующей отделом культуры г. Таганрога, Ольга Николаевна  Зуева – в те годы директор Городского Дома культуры, Нона Николаевна Журавлева – тогда директор центральной городской публичной  библиотеки им. А. П. Чехова,  директор музыкальной школы им. П.И. Чайковского Виктор Федорович Скворцов и многие другие.
С переходом в новый профессиональный статус Валерий Алексеевич начал активную работу по формированию состава хора. «Коллектив подбирался буквально по одному человеку, - говорил в одном из интервью В. Русанов. -  Я ходил на все концерты, фестивали, смотры, искал талантливых вокалистов и лично приглашал в хор… Коллектив обновился почти на 70%. Стало очевидным, каким творческим потенциалом обладает город. Почти все вновь пришедшие музыканты - с высшим образованием, не уступают ушедшим в профессионализме» («Таганрогская правда», 26.12.1992 г.).
Обновленный состав хора быстро набрал профессиональную форму и уже вскоре смог достойно представлять культуру города на городских, областных и всероссийских концертных аренах.  В 1993 г.  Камерный хор «Лик» выступил  в рамках фестиваля «Донская весна» в Ростове-на-Дону: тогда совместно с муниципальным Камерным оркестром была впервые исполнена «Вечерняя музыка» В. Ходоша.   В этом же году состоялось еще одно выступление в Государственном концертно-выставочном комплексе «Смольный собор» в Санкт-Петербурге, а также  участие в фестивале «Академия музыки «Русское передвижничество» в Ростове-на-Дону.
 Лето 1994 г. подарило хору красивые концертные выступления  в Крыму на торжествах Дня города Феодосии. Этот же год был ознаменован  воплощением грандиозного проекта – музыкально-сценического действа «По прочтении «Архиерея» А. П. Чехова» на музыку ростовского композитора Виталия Ходоша. Роль Валерия Алексеевича в создании этого спектакля оказалась куда более весомой. По словам В. Ходоша, идея написания музыки была подсказана именно В. Русановым. Ему же принадлежит и идея воплощения музыкальной кантаты сначала в драматическое действие с участием хора и чтеца (первый показ состоялся в сентябре в рамках III-й Международной научной Чеховской конференции «Чехов и его окружение»), затем  в полноправный сценический спектакль (сценография Заслуженного работника культуры РФ Николая Ливады).   Текстовую часть кантаты формировали В. Русанов и артист Таганрогского драматического театра им. Чехова В. Бабаев.  Вложенная в уста одаренного актера Владимира Бабаева, она стала главным «путеводителем» действа, открывающим слушателю всю глубину чеховского сюжета.
Представленный в мемориальном театре им. А. П. Чехова в 1995 г. спектакль стал уникальным явлением в культурной жизни города.  В числе зрителей на его премьере присутствовал митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (с 1995 г. – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Потрясенный глубоким прочтением рассказа Чехова, он с большим волнением выступал после спектакля в театре. Спустя много лет, находясь на службе в г. Санкт-Петербурге, он с добротой вспоминал Таганрог, где истинным подарком ему стал спектакль «Архиерей» (см. также видео).
В 1996 г. Валерий Русанов осуществил великолепный замысел абонементных концертов, объединенных названием «Общедоступные исторические хоровые концерты». В результате большого  титанического труда руководителя и артистов хора были исполнены весьма сложные в техническом и художественном отношении сочинения, в том числе 3 и 6 мотеты И. С. Баха. К этому времени хор вошел в стадию полной профессиональной зрелости, отмеченной способностью к воплощению музыки самых разных направлений.  Валерий Русанов намеревался исполнить Мессу Фа мажор Ф. Шуберта и пятый мотет И. С. Баха, панихиду П. Чеснокова и хоровой концерт Г. Свиридова «Пушкинский венок»…
Многие планы строил Валерий Алексеевич,  но им не суждено было свершиться. 19 июля 1996 года в канун 300-летия города Таганрога Камерный хор «ЛИК» остался без своего славного руководителя.
Период в жизни коллектива, отмеченный талантом Валерия Алексеевича, это история творческого «горения» большого музыканта. И сегодня эта история бережно хранится в памяти многих музыкантов, которым посчастливилось работать  с ним, людей,  причастных к жизни и творчеству великолепного хормейстера, педагога, организатора.
С 1996 по 1999 гг. художественное руководство хором осуществлял педагог Валерия Алексеевича по институту и аспирантуре, дирижер Госу­дарственного камерного музыкально­го театра «Санкт-Петербургъ-Опера» - Вадим Петрович Афанасьев.  Еще при жизни Валерия Алексеевича Вадим Петрович неоднократно совершал творческие визиты в Таганрог,  попеременно выступая за дирижерским пультом со своим учеником. В одном из интервью В. Афанасьев так отзывался о В. Русанове: «Только умный, сильный и смелый человек может рискнуть пригласить более опытного, не боясь конкуренции. Значит мой студент, аспирант, коллега занят не играми, а серьезным делом» («Таганрогская правда, 17.07.1993 г.).
Выступления Камерного хора «Лик» под руководством В. П. Афанасьева, всегда насыщенные и интересные, оставили в памяти таганрожцев много ярких страниц.  Так, в завершение концертного сезона 1996-1997 гг. Вадим Афанасьев представил хоровой концерт «Пушкинский венок», который по праву стал достойным памятником Валерию Русанову. Был продолжен и начатый ранее цикл абонементных концертов, в ходе которых впервые в городе прозвучали духовные хоровые концерты П. Чеснокова, духовные опусы С. Рахманинова.
  В 1997 г. благодаря поддержке Вадима Петровича коллектив выступил в Санкт-Петербурге на 3-й Всероссийской выставке «Православная Русь», где достойно представил музыкально-сценическое действо «По прочтении Архиерея А. П. Чехова».  После его показа таганрогский театр им. Чехова получил послание от Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира: «Высокий профессиональный уровень и художественное мастерство актера и Камерного хора «Лик» покорили гостей и участников выставки. Спектакль «Архиерей» стал истинным украшением этой престижной выставки и знаменательным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящих трудах на благо церкви и Отечества».